Собор Святого Петра в Риме
Собор Святого Петра, в строительстве которого принимали участие лучшие архитекторы и художники Италии, столь же грандиозен, сколь и роскошен. Верующим прихожанам, надо полагать, не так-то легко настроиться на молитвенный лад среди этого невообразимого пиршества золота, мрамора, бронзы, мозаичных картин. Трудно отрешиться от мысли, что сегодняшнее назначение собора не столько в совершении религиозных обрядов и прославлении власти божьей, сколько в том, чтобы настойчиво напоминать о богатстве и могуществе Ватикана — этого «государства в государстве», имеющего, как известно, влияние на католические души всего мира.
Наш гид добросовестно исполнял обязанности, возложенные на него туристской фирмой. Он трижды повторил, что собор св. Петра — самый большой храм на земле, и показывал в связи с этим высеченные на мраморном полу соответствующие сравнительные данные, обратил внимание туристов на стотонный позолоченный алтарь, где по особо торжественным дням служит сам папа, подвел нас к многопудовой фигуре сидящего Петра, у которого за долгие годы губы миллионов католиков начисто «сцеловали» треть медной ступни.
Но отнюдь не грандиозность собора и не его пышное великолепие, о которых так много говорил гид, произвели на нас наибольшее впечатление, хотя любой человек не может не отдать должного изумительному искусству величайших зодчих итальянского народа. В соборе святого Петра нас более всего восхитила скромная по своим размерам скульптурная группа из белоснежного мрамора, изображающая мать, которая держит на коленях тело мертвого сына. Это знаменитая «Пиета» («пиета» по-итальянски — скорбь) или «Оплакивание Христа» — замечательное произведение, созданное двадцатитрехлетним Микеланджело Буонарроти. Печальное лицо женщины, ее удрученно опущенные плечи и руки, ее погасший взгляд, который угадываешь под живыми, согревающими холодный мрамор веками, — все это вместе заставляет вас глубоко, в самом сердце ощутить безысходное человеческое горе матери, потерявшей сына. И право же, это волнует несравненно больше, чем золотая роскошь огромного алтаря или то немаловажное обстоятельство, что храм св. Петра на столько-то метров выше Миланского собора или собора св. Павла в Лондоне.
И вот здесь, в этом соборе, почему-то вспомнились и наши родные достопримечательности. В прошлом году, когда мы с друзьями отдыхали в Лазаревском, у нас не было ни одного свободного дня, чтобы просто поваляться на берегу моря. Но зато мы увидели практически все интересные места этого района — и Мамедово ущелье, и водопады в долине реки Аше, и даже Тюльпанное дерево, которое является одновременно и чудом природы, и памятником истории.
P.S. Может быть вам пригодится — карта Италии с городами на русском языке.
Другие статьи про эту страну:
- Hotels.ru — самостоятельное бронирование отелей
- Колизей
- Пантеон — храм всех богов