Карлов Мост в Праге
Визитной карточкой города Прага по праву является уникальное архитектурное сооружение Карлов Мост (Karluv Most). Он функционирует с 1380 года и по сей день.
Большинство туристов посещают страну Чехию благодаря этой достопримечательности, возраст которой насчитывается в несколько столетий.
Чехи иронизируют, что «все дороги в Праге ведут к Карлову мосту», поэтому в какой бы точке столицы Чехии ни находились люди, они рано или поздно окажутся на нём.
Карлов Мост связывает два поистине исторических района: Малую Страну и Старое Место. Два эти берега разделяются рекой Влтавой.
Протяжённость моста составляет около 520 метров, а его ширина равна 9,5 метрам. Опорой моста служат 16 массивных арок, которые покрыты обработанными блоками из песчаника.
В стиле барокко возвышаются на мосту 30 скульптур, большинство из них религиозного характера. Не пострадали, несмотря на неоднократное восстановление моста, изначальная идея скульптора и архитектора, а также архитектурный стиль.
Его первое имя было Пражский мост, но в 1870 году, в дань уважения к основателю, горожане утвердили — Карловым.
История создания Карлова Моста
Ранее, на месте Карлова Моста, служил переправой через реку Влтаву каменный Юдитин мост (назван во славу жены Владислава II королевы Ютты Тюрингской), использовался который с конца XII века. Не выдержав внезапного таяния льда и снега, практически полностью рухнул в 1342 году.
Ныне Карлов мост построен ниже по течению примерно на 25 метров.
Карлов моста. История постройки
В строительстве моста лично принимал участие Карл IV. В 05.31 утра ровно он заложил в строение первый камень. Дата начало строительства 9 июля 1357 год. Ключевую дату выбрали, опираясь на астрологические прогнозы, так как в те времена астрология вызывала доверие.
Цифровой вариант даты имеет вид нечётных чисел, таких как 1 3 5 7 9 7 5 3 1.
Строился мост под руководством профессионала своего времени, архитектора Петра Парлера. В одно время с мостом возводили и восточную башню (Староместкую).
Эксплуатировать мост начали уже с 80-го года. Но постройка моста завершилась лишь в начале XV века при короле Чехии Вацлаве IV. На конец XVI века возникла западная башня (Малостранская). В промежуток с 1683 по 1714 год установили 30 скульптур, некоторые из них подверглись замене в XIX веке.
На западной части моста нёс свою службу — Орден Крестоносцев Красной Звезды, а на восточной — Орден Святого Иоанна, известный ещё как Мальтийский орден.
Рыцарские ордена наделялись очень важными задачами. Они должны были контролировать уплату пошлин за транспортировку товаров и грузов через мост, а также производить ремонтные работы в случае катаклизм, понёсшие за собой разрушения.
Каждый орден получал в своё распоряжение большую площадь участка земли для строительства монастырских комплексов. Орден Святого Иоанна построил на своём участке земли Велкопреворскую и Мальтийскую площади, а Орден Крестоносцев Красной звезды площадь Крестоносцев.
Башни Карлова Моста.
Староместская мостовая башня (Staromestska mostecka vez)
Башня именуется Староместской не случайно. Она является входом в исторический район Старое место. Её расположение довольно-таки захватывающее: башня построена между пролётами (первым и вторым) моста первого пилона, то есть как раз над водой.
В одно время возводились и Карлов Мост и Староместская башня под руководством Петра Парлера в годы властвования Карла IV. Парлер имел свой стиль, который применял на постройках. Исключением не стала Староместская башня. Над углублениями скульптур башни расположены балдахины, которые имеют конкретный «почерк» этого архитектора.
Внешний вид свода башни — сетчатый, похожий на свод часовни Святого Вацлава в храме Святого Вита.
Постройка башни завершилась приблизительно в 1400 году. А полноценные отделочные работы строения проводились только в 1515 году, затем после окончания «тринадцатилетней войны» и в XIX веке в последний раз.
Староместская башня входит в число исторических построек, поскольку именно через неё продвигались ликующие кавалькады всех чешских правителей, а в середине XVII века протекали здесь даже действия боевого характера против шведских захватчиков. В 1611 году башня встала на пути захвата города немцами. А также в 1848 году построенная одна из четырехсот баррикад города, стала пунктом укрытия защитников взбунтовавшейся Праги.
Конструкция башни весьма впечатляет. Ступени, в количестве 138 штук, ведут в галерею. Свод сетчатый перекрывает проезд. На Староместской восточной стороне, от начала 70-х годов до 1400 года создавались скульптуры в готическом стиле мастерами парлерова цеха, которые сохранились до настоящего времени в исходном виде. На втором этаже, на троне восседает Карл IV, а рядом с ним Вацлав IV. Святой Вит располагается (немного выше) между ними, то есть над моделью моста посередине.
На третьем этаже располагаются скульптуры Святого Зигмунда и Святого Войтеха. Они считаются покровителями чешской земли, именно поэтому у статуи Святого Зикмунда на голове корона святоватцлавская, а у святого Войтеха посох епископский.
На башне были установлены 10 каменных щитов (на каждом щите изображаются гербы земель, ими владели Люксембурги) люксембургскими каменщиками. Здесь находятся не только крупные фигуры, но и мифические чудовища, декоративные маски во множественном числе. Данные фигуры являются плодом готического увлечения.
К сожалению, в конце XVII века Святого Вацлава статую заменили на новую из-за серьёзных повреждений. Статуя находилась на восточной стороне. По правую сторону размещены бюсты женщины и мужчины, а весь фасад заполняет четыре символа зимородка, окружённые венком. Внешний вид венка напоминает свёрнутое полотенце. Этот знак несёт за собой драматичную легенду о верном супружестве.
Западная сторона башни
В отличие от восточной староместской стороны, западная сторона не так богата скульптурным декором. Только лишь, почитаемая Дева Мария Бланкой Валуа и Карлом IV, несколько её скульптур.
В период «тринадцатилетней войны» шведы обстреляли западную сторону, поэтому из всего декора сохранился в единственном числе венок с зимородком, а также некоторые фрагменты декора первого этажа — фигура льва, уничтожающая змею, орла и дракона. Высокопарная надпись и знак Старого Места находятся наверху. Надпись напоминает о героической обороне Праги от войска шведов. В самой башне есть колонна, в последней части вокруг её обёртывается лестница, она завершается фигурным силуэтом сторожа башни.
Любопытный факт, защищающий когда-то от нападок гарнизон, обеспечен был клозетом. Он и поныне торчит из башни в южном направлении.
Северная сторона башни
На стороне северной наверху башни отчётливо видны надписи на латинском языке: «SIGNA TE SIGNA TEMERE ME TANGIS ET ANGIS», «ROMA TIBI SUBITO MOTIBUS IBIT AMOR» Данные надписи являются защитой от злых духов. Они читаются с начала и с конца совершенно одинаково. Силы тьмы, которые захотят пройти, вынуждены будут остановиться у надписи, но не смогут проникнуть, так как будут читать её бесконечно.
В результате Восстания сословий 1618 — 1620 гг., 12 лидерам бунтующих отрубили головы во время казни. На Староместской башне отрубленные головы висели в течение десяти лет. В настоящее время функционирует на башне площадка для обзора. Музей Карлова моста находится рядом с башней.
Малостранская мостовая башня (Malostranska mostecka vez) и Юдитина башня (Juditina vez)
Между этими двумя башнями расположены готические ворота, которые создавались для защиты в начале XV века. Они — это вход на Малую Страну.
Внешний вид ворот представляют собой стрельчатые аркады, отделанные зубцами по краю верхнему. А символы земель Вацлава IV украшают их со стороны моста. На воротах располагаются герб Старого места, Люксембургский лев, Моравская орлица и Чешский лев. А также над знаком Малой страны находятся, со стороны Мостецкой улицы, знаки — Чешский лев, знак Долни Лужнице и Вроцлавская орлица.
Части башен не построены в одно время. Сохранилась и поныне фортификационная часть первого Юдитиного каменного моста: внешнее оформление и крыша Юдитиной башни с прошлых лет ренессанса, а ядро принадлежит башни романской XII века. В годы правления Яна Люксембурга башня лишилась одного этажа. Малостранская мостовая башня обрела нынешний свой вид при правлении Иржа из Подебрад. Год основания башни считается 1464, но он не точный.
На фасаде Малостранской башни был выставлен рельеф. Он является самым старинным из всех сохранившихся до настоящего времени. В 1888 году его обнаружили. Благодаря зданию таможни, которое закрывало его, рельеф сохранился нетронутым.
Скульптура представляет собой сидящего на троне мужчину (возможно короля). У его ног стоит на коленях неизвестный человек мужского пола. Неизвестный мужчина что-то передаёт восседающему на троне либо, наоборот, принимает. Какая персона на троне — уже не узнать, так как часть рук и голова отсутствует. Сохранился только торс. Мнение и предположения различные. Например, изображён, вынужденный капитулировать из-за восстания против отца Вацлава I, королевич Пршемысл Отакар II.
По инициативе управления Старого Места, в башнях были размещены тюрьмы. Заключение гарантировалось человеку, который посягнул на имущества общественности. Вот один факт из истории. В XVI веке рыцарю, разорявшему городские усадьбы, отрубили голову. Для наглядного примера, что будет с преступниками, его голову выставили на башне.
Скульптуры Карлова Моста
Мадонна и святой Бернард (1709) — №1
Бернард обращается к Мадонне, приклонившись к ней на своё колено. Справа от Мадонны у ангела в руках головной убор святого и улей, означающий символ красноречия. На руках у Мадонны Иисус Христос в младенчестве с атрибутами его пыток.
Бородач (XII век) — №1а
Неброский барельеф — голова мужчины.
Святой Иво (1711) — №2
Изображённый как духовный судья, Святой Иво смотрит вниз на немощного старика и вдову с детьми, которые умоляют о помощи. На другой стороне памятника расположена фигура с завязанными глазами, олицетворяющая Правосудие.
Святые — Варвара, Маргарита и Елизавета (1707) — №3
Святая Варвара находится посередине памятника, на её голове корона мученицы. А под её ногами (на постаменте) есть надпись: «Молитесь за нас сейчас и в час смертный». По правую сторону от Святой Варвары изображена Святая Елизавета со скипетром в руке, подающая хлеб человеку нищему. По левую сторону от Святой Варвары Святая Маргарита, у которой также мученическая корона на голове. Святая Варвара расположена выше, чем Святые — Маргарита и Елизавета.
Мадонна, Святой Доминик и Фома Аквинский (1707) — №4
Посередине на шаре земном стоит Мадонна и держит на руках Сына Иисуса в облике младенца. Святой Доминик, преклонивший свои колени перед Мадонной, тянет руку для того, чтобы принять чётки от неё.
У Святого Доминика на голове аббатская шапка. Святой изображён вместе, с несущим факел, «сторожевым псом».
Фигура Фомы Аквинского, находящаяся по левую сторону от фигуры Мадонны, характеризует его как научного и просветительского деятеля. Фома Аквинский держит в правой руке книгу, а на его шее в виде солнца медальон на цепи.
Распятие Христа (1657—1707) — №5
Посередине скульптуры распят на кресте Иисус. Мать Иисуса — Дева Мария стоит справа от креста, приклонившая голову. Слева, апостол Иоанн Богослов смотрит на Иисуса, подняв своё лицо вверх.
На дуге постамента есть надпись, которая гласит: « Святой, Святой, Святой Господь спаситель». Золотые буквы изготовили из средств денежного штрафа пражского еврея. Об этом случае повествует надпись на подставке креста несколькими языками - чешском, немецком и латинском.
У основания креста изображён герб Карела Адама из Ржичана, который профинансировал другую часть скульптуры.
Пиета (1859) — №6
Спереди креста Дева Мария держит голову лежащему сыну Иисусу. Мария Магдалина стоит на коленях перед ним и целует руку его. Между Мадонной и Марией Магдалиной Иоанн Богослов стоит перед лежащим Иисусом и смотрит на него. Все, троя, скорбят по Спасителю.
Святой Иосиф (1854) — №7
На постаменте муж Мадонны — Иосиф Обручник, правой рукой он обнимает маленького Иисуса, а в левой руке держит цветок.
Мадонна и младенец, Святая Анна (1707) — №8
Мать Девы Марии — Анна, держит на руках Иисуса в облике младенца. Мадонна смотрит в глаза своей матери трепетным и любящим взглядом, подавая ей букет роз.
Святой Франциск (1711) — №9
На пьедестале, который держат языческий правитель, самурай, негр и татарин, стоит Святой Франциск и держит в левой руке золотой крест. К нему обращается индийский принц, желающий принять веру христианскую. А позади фигуры Святого Франциска сидит с книгой в руках задумчивый молодой человек.
Святой Мефодий и Святой Кирилл (1928) — №10
Приклонившиеся перед братьями Святыми Кириллом и Мефодием, словацкие и чешские язычники (3 фигуры) слушают их проповедь.
Святой Христофор (1857) — №11
Стоит на постаменте гигант Репрев у него на плечах маленький Иисус. Репрев переносит его через брод. Данная скульптура посвящена легенде, которая её изображает.
Святой Иоанн (1857) — №12
Стоит на постаменте в мужественном облике Иоанн Креститель. В левой руке у него золотой длинный крест. Указательным пальцем правой руки Святой Иоанн указывает вдаль, тяжело пустив свои веки.
Святой Сигизмунд, Святой Вацлав, Святой Норберт (1853) — №13
Святые стоят каждый на своём постаменте, на всех трёх постаментах есть надписи. Между Святыми Сигизмундом (с мячом на поясе) и Вацлавом (со знаменем в руках) Святой Норберт держит обеими руками дарохранительницу.
Святой Франциск Борджиа (1710) — №14
На постаменте возвышается фигура Святого Франциска. На нём одежда священника. На нижнем ярусе постамента изображена фигура ангела, он показывает Святому Франциску образ Мадонны, а справа сидит возле его ног ангел и держит в руках образ Святых Даров.
Святая Людмила (1720) — №15
У Святой Людмилы в левой руке платок, которым по легенде она была задушена, правой рукой она показывает на библию. По этой книге она учит читать маленького Вацлава.
Святой Ян Непомуцкий (1683) — №16
Фигура возвышается на постаменте. В правой руке у него золотая длинная пальма, означающая символ мучеников. Левой рукой Святой Ян обнимает распятого на кресте Иисуса. Голову Святого окружает с пятью конечными золотыми звёздами нимб.
Святой Антоний (1707) — №17
Святой Антоний и Иисус (в облике младенца) обнимают друг друга. В правой руке у Святого Антония символ святости и чистоты — лилия. Две вазы расположены по обеим сторонам фигур (Иисуса и Святого Антония), они описывают жизненные сцены Святого Антония.
Святой Франциск Ассизский (1855) — №18
По обе стороны от фигуры Святого Франциска изображены фигуры ангелов. Высеченная надпись на постаменте гласит: «Святому Франциску Ассизскому за чудесное спасение императора Франца Иосифа в 1853 году».
Святой Иуда Фаддей (1708) — №19
На постаменте надпись гласит: «Преданному другу Христову». Фигура Святого изображена с дубиной в левой руке и Евангелием в правой.
Святой Винсент и Святой Прокоп (1712) — №20
Изображённый в доминиканском облачении Святой Винсент из человека, стоящего перед Святым на коленях, изгоняет дьявола одной рукой и воскрешает мёртвого человека, лежащего в могиле, другой.
Над усмиренным сатаной держит над ним жезл Святой Прокоп, наступая ногой на нечистого. Данное действие трактуется как символ победы веры, правды и добра над злыми силами. На памятнике существуют следующие надписи: «70 дьяволов усмирить», «8 000 басурманов к вере католической», и «2 500 евреев к Христу».
Рыцарь Брунцвик (1842) — №20 а
Скульптура рыцаря находится позади скульптурной группы №20. В ногах рыцаря Брунцвика лежит лев. Левой рукой рыцарь держит щит с гербом Старого Места, а правой — меч.
Святой Августин (1708) — №21
Изображён святой Августин в одеянии епископском. Фигурка ангела располагается по левую ногу Святого, а по правую знак презрения к протестантам — книга еретическая. Святой Августин держит в правой руке знак любви к Господу — горящее сердце.
Святой Николай Толентинский (1708) — №22
Святой Николай приготовил корзину, заполненную хлебом, для нищих, держит её на плече своём ангел. Фигура Святого изображена в одежде (длинной и широкой) монаха Августинского ордена.
Святая Луитгарда (1710) — №23
Несколько ангелов стоят друг на друге для того, чтобы держать крест, на котором распят Иисус. Святая Луитгарда — слепая монахиня целует раны измученного Иисуса, после чего прозревает.
Святой Каетан (1709) — №24
Святой Каетан держит в правой руке раскрытую книгу Евангелия с посланием от Матвея со словом Божием. За фигурой Святого располагается чумная колонна (обелиск), которая символизирует Святую Троицу с изображением ангелов и облаков.
Святой Филипп Беницей (1714) — №25
Святой Филипп был одним из членов ордена Сервитов, поэтому его фигура одета в белое (традиционное) одеяния. В руках Святого лилия, книга и крест. Папская колонна расположена у его ног, так как в 68 году XIII века у него была возможность стать Папой Римским.
Святой Войтех (1708) — №26
Постамент украшают несколько ангелов, а на нём возвышается фигура Святого Войтеха, который облачён в архиепископское одеяние. Левой рукой Святой прижимает к себе святое Евангелие.
Святой Вит (1714) — №26
На голове у Святого Вита средневековый головной убор, а одет как римский гражданин. Внешний вид постамента выглядит как скала с пещерой, из которой выходят львы. Сотворили данный постамент в память о легенде.
Святой Иоанн Чешский, Святой Феликс и Святой Жан (1714) — №28
Человек турецкого происхождения вместе с собакой стерегут пленных верующих в христианство. Пленные находятся за решёткой и молятся о спасении. Святой Феликс протягивает свою руку пленному, Святой Жан кандалы держит, а Святой Иоанн молчаливо наблюдает за происходящим.
Иисус Христос, Святой Дамиан и Святой Косма (1709) — №29
За фигурой Иисуса Христа крест возвышается, а на нём надпись: «В этом кресте — наше спасение». По левую руку от Иисуса стоит Святой Дамиан на постаменте с надписью: «Богомольному брату, Галену небес».
А справа Святой Косма на постаменте с надписью: «Гиппократ между Святыми». Братья изображены как врачеватели, а Иисус Христос «главный всемирный врачеватель».
Святой Вацлав (1714) — №30
Стоит на постаменте фигура Святого Вацлава, который держит руки как при молитве. По левую сторону от него на штыке посередине герб, а сверху развивается флаг.
Другие статьи про эту страну:
- Свадьба в Чехии — память на всю жизнь
- Чехия в ноябре
- Карловы Вары и их достопримечательности