Факторы и принципы размещения производства и финансов в современных условиях кратко, влияние природных ресурсов, фактор территории и транспортный, описание характеристика доклад на урок географии для 10 класса Factors and principles of location of production and finance in modern conditions


Факторы и принципы размещения производства и финансов в современных условиях

  Географический рисунок современного мирового хозяйства - это исторический результат влияния различных экономических, социальных, природных, политических и других факторов. В эпоху НТР характер их действия заметно изменился, появились новые факторы. В частности, размещение тяжелой промышленности в конце XIX в. в основном определялось природными ресурсами (угольными и железорудными бассейнами - Рур и Саар в Германии, Мидленд в Великобритании, Верхняя Силезия в Польше, Урал в России, Донбасс в Украине, Лотарингия во Франции, Пенсильвания в США и т. д.).

  В эпоху НТР такое притяжение заметно уменьшилось, особенно новейших наукоемких отраслей, а ориентация развитых стран на дешевое привозное сырье сделала много угольных и железорудных районов депрессивными. Природно-ресурсный фактор продолжает играть ведущую роль в размещении добывающей промышленности в развивающихся странах (где эти отрасли являются основой экспорта), а также при освоении новых регионов в крупных странах. В этом случае вступает в силу фактор территории.
  Как правило, чем больше размеры страны, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы, тем больше существует различных вариантов для размещения населения и производства. В связи с тем, что в большинстве крупных стран старые горнодобывающие, лесозаготовительные, гидроэнергетические, сельскохозяйственные районы чрезмерно освоены и истощены, здесь наметился сдвиг производства в районы нового освоения. Часто они труднодоступны и мало обжитые (в России - Сибирь, Дальний Восток и Север, в Канаде - Север и горный Запад, в Бразилии- Амазония, в Китае - Запад, в Австралии - центральная и западная части и т. д.). Одновременно многие страны мира испытывают острый «дефицит» территории ( «страны-карлики», малые островные).
  В эпоху НТР очень часто более динамично развиваются страны и регионы, лишенные значительных сырьевых баз (яркий пример - Япония, Италия, «малые» страны Западной Европы, «четыре драконы» Дальнего Востока, растущие районы юга Германии, юга Англии, севера Италии, приморские районы Японии, США, Китая и др.). Это происходит благодаря действию других факторов - экономико-географического положения и социально-экономических.
   Роль центрального (или столичного) и приморского положения для размещения хозяйства всегда была и остается большой. Зато «страдали» в этом плане районы глубинного (периферийного) и соседского (пограничного) положения. В наше время, с развитием международного территориального разделения труда и нарастанием интеграционных процессов, роль приморского и пограничного положения чрезвычайно возросла. На морских побережьях формируются мощные портово-промышленные комплексы (Роттердам-Антверпен, Гамбург, Марсель, Шанхай, Токио-Иокогама, Нью-Йорк, Лос-Анджелес), промышленные пояса (Тихоокеанский в Японии, Приатлантической, Калифорнийский и Мексиканского залива в США), потребляющие импортное сырье и производят экспортную продукцию. Вдоль совместных границ складываются международные экономические районы разной величины - от пригородных (например, возле г. Базель) и тех, что объединяют несколько административных единиц соседних стран (т. н. «Еврорегионы»), до международных полос и «осей» экономического развития (на стыке восточного участка границы США и Канады, вдоль общих границ западно-европейских стран от Северной Италии до Северного моря).
   Растет роль традиционно важного транспортного фактора в связи с прогрессом на транспорте и увеличением расстояний перевозки сырья, топлива и готовой продукции. Так, для западно-европейских стран дешевле завозить уголь из США, ЮАР или Австралии, чем наращивать добычу собственного. Характерной тенденцией размещения современного хозяйства стали его сдвиги к основным международным транспортным (политранспортным) магистралям, идущим, например, вдоль р. Рейн в Европе или Великих Американских озер и р. Святого Лаврентия в Северной Америке. Перспективными для Европы являются ряд т. н. транспортных «коридоров» с Запада на Восток.
   Роль трудоресурсного фактора в наше время неоднозначная. С одной стороны автоматизация и роботизация производства уменьшает зависимость от него, с другой наличие большого количества дешевой рабочей силы в определенных регионах, способствует размещению здесь принесенного из развитых стран массового производства деталей, узлов, полуфабрикатов, или сборочных и экологически «грязных» предприятий (например, в странах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки). При этом размещение многих из них ориентируется также на потребительский фактор (емкий внутренний рынок).
   В наше время постоянно растут требования к образовательному уровню и квалификации рабочей силы. Чрезвычайно важным фактором размещения производства становится также тяготение к центрам науки и образования Оно определяет географию наукоемких отраслей. В основном такие центры сосредоточены в столицах, городах и агломерациях, поэтому одновременно возрастала роль фактора территориальной концентрации. Новые производства преимущественно тяготеют к тем узлам и районам, где хорошо налажена производственная и непроизводственная инфраструктура- энергетика и водоснабжение, коммуникации и связь, финансово-банковское дело, научно-исследовательская и образовательная база и тому подобное. Однако чрезмерная территориальная концентрация производства создает многочисленные проблемы, в т. ч. экологические. Поэтому в наше время нередко проводится децентрализация населения и производства, направленная на «разгрузку» крупных городов и агломераций (создание городов-спутников вокруг Лондона и Парижа, специализированных «городов науки» в США, России, Западной Европе, технополисов в Японии). Рассредоточению производства способствует также тенденция создания малых и средних предприятий.
   Особое значение в эпоху НТР получил экологический фактор. Учитывая его, происходит ограничение концентрации производства и населения, перемещение части «грязных» производств в другие районы или даже их демонтаж.

home география мира